Впервые «Ленгипротранс» приступил к рассмотрению вопросов развития железнодорожных подходов к порту Усть-Луга в 1992 году, когда принял участие в разработке Генеральной схемы развития морских портов на берегу Финского залива Балтийского моря.
Импульсом к крупномасштабному строительству стало активное развитие порта под увеличение грузооборота до 180 млн тонн, из которых 118 млн тонн планировалось доставлять по железной дороге.
В связи с этим в Генеральную схему неоднократно вносились значительные коррективы, прежде всего, по развитию Усть-Лужского железнодорожного узла. В нем предусмотрено строительство шести железнодорожных станций, пять из которых — это припортовые станции Лужская-Южная, Лужская-Северная, Лужская-Восточная, Лужская-Генеральная и Лужская-Нефтяная — обслуживающие терминалы и подъездные железнодорожные пути, непосредственно примыкающие к ним. Шестая станция — Лужская-Сортировочная, она обеспечивает формирование поездов на припортовые станции и на внешнюю сеть по назначениям плана формирования.
К настоящему времени Усть-Лужский железнодорожный узел является одним из крупнейших транспортных узлов на Северо-Западе России. Общая площадь застройки Усть-Лужского железнодорожного узла составляет 930 гектаров; из них 300 гектаров занимает сортировочная система станции Лужская. Общая протяженность путей Усть-Лужского железнодорожного узла на полное развитие составит более 300 км.
Станция Лужская-Северная введена в эксплуатацию в 2006 году. Позднее по проекту «Ленгипротранса» также проводилась ее реконструкция. Станция предназначена для организации обслуживания угольного терминала, комплекса по перегрузке серы и минеральных удобрений. Выгрузка вагонов по станции Лужская-Северная за средние сутки 2018 года составила 1548 вагонов.
В 2002–2016 годах спроектирована и построена станция Лужская-Южная. Основной целью проекта была разработка технических решений для организации обслуживания терминалов ОАО «Усть-Лужский контейнерный терминал» (ОАО «УЛКТ»), «Автомобильно-железнодорожного перегрузочного комплекса» (АЖПК), Многопрофильного перегрузочного комплекса «ЮГ-2» (МПК «ЮГ-2») и складского логистического центра. Выгрузка вагонов по станции Лужская-Южная за средние сутки 2018 года составила 209 вагонов, а погрузка — 40 вагонов.
В 2002–2016 годах спроектирована станция Лужская-Нефтяная, которая предназначена для организации обслуживания комплекса нефтеналивных грузов и пропуска транзитного потока в направлении станции Лужская-Генеральная и на дальнейшее развитие станции Лужская-Восточная. Выгрузка вагонов по станции Лужская-Нефтяная за средние сутки в 2018 году составила 1194 вагона.
К текущим проектам относятся станции Лужская-Генеральная, Лужская-Восточная и Лужская-Сортировочная.
Станция Лужская-Сортировочная — это главная станция железнодорожного узла, предназначенная для пропуска транзитных поездов, приема поездов в расформирование, формирования передаточных поездов на станции узла и поездов на внешнюю сеть. Она введена в эксплуатацию в 2015 году. Станция состоит из нескольких парков и полностью автоматизированной сортировочной горки. Перерабатывающая способность — до 5000 вагонов в сутки. Горку и парк прибытия на станции обслуживает минимальное количество работников, что оказывает существенное влияние на снижение эксплуатационных затрат. Весь горочный цикл, включающий в себя заезд горочного локомотива под состав, надвиг и роспуск, осуществляется полностью в автоматическом режиме без участия человека. Пост горочной автоматической централизации запроектирован как «умный дом» с полностью автоматизированными системами климата, освещения и контроля управления доступом.
Станции Лужская-Генеральная и Лужская-Восточная рассчитаны для обслуживания перспективных грузовых терминалов северной части Морского торгового порта Усть-Луга.
Грузооборот терминала ООО «Еврохим Терминал Усть-Луга» на станции Лужская-Генеральная к 2030 году (полное развитие) достигнет 6,7 млн тонн в год. ООО «Еврохим Терминал Усть-Луга» планирует осуществлять экспорт и импорт химических и минеральных удобрений. Грузооборот пути необщего пользования УТТ «Усть-Луга», относящегося к станции Лужская-Генеральная, составит 24,26 млн тонн в год. Ввод в эксплуатацию запланирован по этапам развития на 2023–2026 годы.
Внутри Усть-Лужского железнодорожного узла, для увязки всех его станций, предусмотрены соединительные главные пути.
При выходе на полную мощность порта Усть-Луга объемы перевалки грузов с железнодорожного транспорта на морской составят не менее 140 млн тонн в год.
За период с 2003 по 2018 годы объемы железнодорожных перевозок в сообщении с портом Усть-Луга выросли с 0,3 млн тонн до 69,97 млн тонн в год, в том числе, прибытие — 69,56 млн тонн в год, отправление — 0,41 млн тонн в год. Реализованные на сегодня мероприятия по проекту реконструкции Усть-Лужского железнодорожного узла позволяют переработать 80 млн тонн. При этом ожидается постоянное увеличение объемов, в том числе и через перераспределение грузопотоков в адрес российских портов Балтийского бассейна. Уже к 2017 году как минимум каждый пятый выгруженный в портах России вагон был вагоном в Усть-Лужском железнодорожном узле.