Порт Клайпеда — самый северный незамерзающий порт на Восточном побережье Балтийского моря в Литве. Являлся крупным транспортным центром в Советском Союзе.
В СССР постоянно возрастал грузообмен со странами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). В 1980-х годах расчеты показали, что экономически выгоднее перенаправить часть грузов, идущих в ГДР, через порт — в шесть раз дешевле, чем по железным дорогам Украины, Белоруссии, Прибалтийских республик и Польши. Предполагалось, что порт возьмет на себя более 5 миллионов тонн из транзитного грузопотока в ГДР. В связи с этим было запланировано строительство паромной переправы. Оно было включено в «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986 — 1990 годы и на период до 2000 года».
В 1984 — 1985 годах «Ленгипротранс» разработал уникальную путевую схему порта, позволяющую значительно ускорить выполнение операций по загрузке и разгрузке паромов с прямой выкаткой и накаткой вагонов по двум ярусам мостов с параллельной работой двух локомотивов. Это обеспечило сокращение времени обработки парома в 2-2,5 раза. Объем работ по укладке путей в Клайпеде составил 50,4 км.
В немецком порту Мукран, куда прибывали суда из Клайпеды, предусматривался аналогичный комплекс устройств и пункт перестановки колесных пар на колею 1435 мм.
Для обеспечения запланированного грузооборота разработано сооружение 5 двухпалубных паромов (каждый на 102 вагона), строительство двухъярусных эстакадных подходов с переходными мостами, железнодорожных путей к паромному причалу, сортировочного и паромного парков и подходов к порту.