На протяжении последнего десятилетия жители Москвы, Санкт-Петербурга и их агломераций пользуются преимуществами скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения. С вводом в эксплуатацию высокоскоростных поездов «Сапсан» и электропоездов «Ласточка» время в пути сократилось вдвое, удаленные пригороды и областные центры стали доступнее.
Депо Металлострой
Чтобы обеспечить регулярное и бесперебойное скоростное железнодорожное движение необходима не только модернизация железнодорожных линий, но и современная ремонтная инфраструктура. Для Северо-Западного полигона такой основной площадкой стало моторвагонное депо Санкт-Петербург-Московское (депо Металлострой).
Строительство депо было начато в 1997 году по проекту «Ленгипротранса» на юге Санкт-Петербурга. В 2007–2009 годах был завершен проект реконструкции депо для обслуживания «Сапсанов».
В этом году АО «Ленгипротранс» (входит в «Группу компаний 1520») заканчивает работу по расширению депо с целью увеличения его пропускной способности для обслуживания «Ласточек» и современного подвижного состава, в том числе с учетом новой партии «Сапсанов».
Начало истории: «Сокол»
В 1990-х годах по проекту «Ленгипротранса» была проведена реконструкция существующей линии Санкт-Петербург — Москва с увеличением скорости до 200 км/ч. Для обслуживания и ремонта электропоездов ЭР2Т Московского и Витебского направлений институтом был разработан проект нового моторвагонного депо в поселке Металлострой. Изначально также предполагалось, что в депо будут обслуживаться скоростные поезда «Сокол», разрабатываемые для организации высокоскоростного движения, но опытный образец поезда так и не был введен в эксплуатацию.
На момент открытия депо Металлострой стало крупнейшим моторвагонным депо в Санкт-Петербурге. Огромный комплекс был запроектирован и построен в кратчайшие сроки. Работы всего технологического цикла строительства — проектирование, экспертиза, заказ и поставка оборудования, строительно-монтажные работы — велись практически параллельно.
На территории депо общей площадью 44,3 га было запроектировано более 50 сооружений основного и вспомогательного назначений. Все основные здания выполнены по индивидуальным проектам с применением новых для того времени строительных конструкций и материалов, а также нестандартных технологических решений, как, например, постановка подвижного состава при обслуживании на стойки. Для оснащения депо было использовано современное импортное оборудование. Руководство проектными работами осуществлял главный инженер проекта Александр Сергеевич Воронин.
Первая реконструкция: «Сапсан»
Спустя несколько лет вновь возникла необходимость модернизации магистрали Санкт-Петербург — Москва для организации движения скоростных поездов на участке железной дороги Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород. В 2007–2009 годах «Ленгипротрансом» была запроектирована реконструкция линии, связывающей две столицы. Вводившиеся в эксплуатацию высокоскоростные поезда «Сапсан» требовали современной ремонтной инфраструктуры, которую можно было обеспечить за счет реконструкции депо Металлострой.
Под руководством главного инженера проекта Юрия Ивановича Милюкова были запроектированы три смотровые канавы эстакадного типа и подвесные разноуровневые площадки, что позволило проводить одновременное обслуживание различных рабочих зон электропоезда. В комплекс работ была включена реконструкция цеха обточки колесных пар без выкатки из-под состава и цеха диагностики. В последнем предусматривалось оборудование для комплексной диагностики колесных пар по нескольким десяткам параметров.
Во время работы над проектом одной из трудных задач была адаптация европейской технологии ремонта и обслуживания подвижного состава, а также зарубежного оборудования таких компаний как Siemens и Hegenscheidt к достаточно жестким российским нормативам и стандартам.
В дальнейшем проект послужил шаблоном при создании депо для обслуживания современного подвижного состава на площадках Подмосковная и Адлер.
Работа с иностранными компаниями
На этапе реконструкции депо в 2007–2009 годах не было четко определено место для организации так называемых «тяжелых ремонтов» поездов «Сапсан», которые требуется проводить после 1 250 000 км пробега. Место строительства абсолютно нового цеха было выбрано рядом с ранее реконструированным производственным корпусом. Заказчиком выступила компания Siemens. «Ленгипротранс» учувствовал в этой работе наравне с зарубежными партнерами такими как компания AECOM, выполняющей функции технического заказчика, и ProkonZept — разработчиком технологического оборудования.
Смотровая канава для обслуживания «Ласточек»
Проектом предусматривалось строительство на территории депо Металлострой здания цеха для выполнения капитального ремонта (ревизий) высокоскоростных электропоездов «Сапсан» и поездов «Ласточка» (Desiro RUS), состоящего из одноэтажной стойловой части на три ремонтных пути № 24, № 25 и № 26, размером в осях 35×294 м, пристроек служебно-технического и административно-бытового и вспомогательного назначения, а также камеры окраски.
Совместными усилиями и в крайне сжатые сроки, с учетом резко возросших требований Главгосэкспертизы, в 2015 году был подготовлен полный комплект документации для строительства. Он включал нестандартные решения по компоновки административных помещений, организации глубоких тоннельных проходов под путями цеха уже совместно с прокладкой инженерных коммуникаций, облегченных зенитных фонарей, самостоятельное электрозаземление всех строительных конструкций, организацию позиции электрических испытаний подвижного состава. Принципиальные технологические и архитектурно-строительные требования, формируемые заказчиком, были очень непохожи на привычные компоновки стойловой части, в том числе и по сравнению с работами 2007–2009 годов.
Строительство здания цеха капитального ремонта (ревизий) позволило обеспечить выполнение капитальных ремонтов поездов «Сапсан» в объеме пробега до 7,5 млн км, для поездов «Ласточка» — в объеме пробега до 2,1 млн км.
Новые мощности: «Ласточка»
Сегодня подвижной состав депо состоит из 16 поездов «Сапсан» и 43 поездов «Ласточка». Кроме того, на обслуживание в депо приходит подвижной состав, как и из Москвы, так и из Калининграда. Современное технологическое оснащение депо Металлострой позволяет реализовать практически все виды технического обслуживания и ремонта высокоскоростных поездов.
В 2018 году «Ленгипротранс» начал работу по проекту «Техническое перевооружение депо Металлострой для обслуживания электропоездов “Ласточка”». Главному инженеру проекта Данилу Александровичу Воронину была поставлена задача подготовить депо к увеличению объема обслуживаний и ремонта.
В состав реконструируемых зданий по титулу вошли главный производственный и вспомогательный корпуса. Их реконструкция была обусловлена постепенной заменой существующего парка поездов серий ЭТ2М и ЭД4М на скоростные поезда «Ласточка», а также дальнейшим перспективным ростом парка высокоскоростных поездов: до 29 поездов «Сапсан» и до 72 поездов «Ласточка» к 2025 году.
Проектом предусматривается два этапа. Первый этап включает в себя расширение вспомогательного корпуса для обслуживания поездов «Сапсан» и «Ласточка», в том числе оснащение новых площадей оборудованием для выполнения всех регламентных экипировочных работ, работ по оттаиванию наледи и снега на вагонах в зимний период времени, а также строительство новой котельной для нужд корпуса и железнодорожного пути для возможности заезда поездов в проектируемую пристройку здания.
Вторым этапом предусматривается реконструкция существующего цеха с организацией двух ремонтных позиций для обслуживания поездов «Ласточка», также позволяющие обслуживать поезда «Сапсан» и строительство нового отдельно стоящего склада для хранения крупногабаритных комплектующих.
Параллельно отдельным титулом «Ленгипротранс» разработал проект реконструкции тяговой подстанции, необходимость которой была определена еще в 2016 году при строительстве цеха Siemens.
В августе и сентябре проекты прошли государственную экспертизу и до конца 2021 года планируется выдать полный комплект рабочей документации. После завершения строительно-монтажных работ в 2023 году, депо станет основной площадкой для обслуживания скоростного и высокоскоростного подвижного состава Санкт-Петербургского узла.
Читать статью на сайте газеты «Гудок».