Финляндский вокзал построен в 1870 году для железной дороги, соединившей Петербург с Великим княжеством Финляндским. В годы блокады это был единственный действовавший вокзал: здесь начиналась «Дорога жизни», сюда же в 1943 году прибыл первый поезд с продовольствием по «Дороге победы».
За время существования, а особенно в военные годы здание вокзала претерпело сильные повреждения: был разрушен флигель здания, нарушилась гидроизоляция, из-за чего вода по кирпичной кладке поднималась до 2-го этажа. По этой причине в 1950–1960 годы инженерами «Ленгипротранса» была спроектирована комплексная реконструкция Финляндского вокзала. Реновация вокзала была проведена в 2 этапа, предусматривавших создание новой части вокзала и модернизацию старой.
На 1-ом этапе было спроектировано новое помещение вокзала на месте старых железнодорожных сооружений. Новое здание органически замкнуло широкую привокзальную площадь с историческим памятником В.И. Ленину. Фриз здания венчают барельефы на историко-революционную тему, над зданием возвышается стеклянная башня.
В большом распределительном зале вокзала впервые было применено перекрытие монолитным железобетонным сводом-оболочкой размером 33x33 м площадью более 1000 м.
В конце 1960-х годов на 2-ом этапе работ была разработана реконструкция старой части вокзала: выполнен большой комплекс работ по переустройству станции Ленинград-Финляндский с сооружением новых платформ и поперечного пешеходного тоннеля. Эти работы завершились вводом в эксплуатацию здания вокзала на улице Комсомола со встроенным в него вестибюлем станции метрополитена «Площадь Ленина».
Однако из-за увеличивавшегося пассажиропотока появилась необходимость в дальнейшем расширении старого вокзального здания. Условием реконструкции было сохранение «Ленинских комнат» — филиала музея В.И. Ленина. Поэтому был принят вариант сохранения музея, включая перронный и городской фасады, а новое здание трактовалось как фон для них.
В настоящее время Финляндский вокзал представляет цельное здание, соединенное переходом с вестибюлем метро «Площадь Ленина». Центральный ризолит — сохраненная часть старого здания — стал интересным композиционным акцентом и является государственным памятником истории.