Куйбышевская железная дорога (КЖД) — одна из крупнейших стальных магистралей России, проходящая по территории Пензенской, Самарской, Ульяновской, Тамбовской, Челябинской, Рязанской, Оренбургской областей и Республик Башкортостан, Татарстан и Мордовия.
В 1990-е годы по заданию КЖД «Ленгипротранс» выполнил инженерно-геологическое обследование участка на 981–982 км железной дороги и разработал противооползневые мероприятия.
На бывшей Маршанско-Сызранской железной дороге, построенной в этом районе в 1873 году, почти столетие деформаций не наблюдалось. В 1992–1995 годы в границах пикетов 2–4 образовались оползни — потоки в верхней части косогора, но железной дороги они не достигли. Обследованием установлено, что возникновению локальных оползней в этом районе способствовала деятельность человека, нарушающая равновесие склона. В основном это относится к стихийному расширению садов и огородов с верхней части склона в сторону железнодорожных путей. По состоянию на 1995 год граница огородов на пикетах 2–5 проходила в 20-60 м от земляного полотна, а на пикетах 7–9 приблизилась вплотную к линии. Сооружение водопровода привело к большому увеличению полива огородов, а низкое качество его строительства к утечкам воды и дополнительному обводнению склона.
Расчетами, выполненными по результатам обследования, установлено, что оползневый участок можно разделить на две характерные части:
• пикеты 2–5: необходимо строительство противодеформационных сооружений;
• пикеты 7–14: противодеформационные сооружения преждевременны.
При разработке проекта противооползневых мероприятий в районе пикетов 2–5 рассмотрены три варианта стабилизации склона:
I вариант. Гравитационная разгрузка склона;
II вариант. Устройство контрфорсов;
III вариант. Устройство свайного противооползневого сооружения.
Проект противодеформационных сооружений разработан по I варианту. На всем оползневом участке предусмотрены работы по засыпке растущих оврагов глинистым грунтом, сооружение водоотводных канав и прочие профилактические мероприятия. Одновременно в проекте даны рекомендации по сокращению обводненности косогора и повышению его устойчивости, которые в основном заключаются в следующем:
• привести в нормальное техническое состояние водопровод, ликвидировав утечки, разрывы и другие неисправности;
• ликвидировать сады и огороды на склоне до отметки 75 м на всем протяжении косогора;
• дистанции пути проводить систематическое наблюдение за состоянием склона. В случае появления деформаций проводить дополни¬тельные работы по увеличению устойчивости косогора.