На рубеже XX–XXI столетий в России началось активное внедрение высокоскоростного движения в сеть железных дорог. «Ленгипротранс» разработал проект организации скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург — Бусловская (Госграница). Это первая магистраль, связавшая Россию с Европой скоростным движением.
Для организации скоростного пассажирского движения и обеспечения возрастающих грузовых перевозок в порты Высоцк, Приморск и Выборг был принят вариант реконструкции существующих путей под скоростное движение (свыше 160 км/час) на участке Санкт-Петербург — Бусловская Октябрьской железной дороги с выносом грузового движения на направление Санкт-Петербург — Ручьи — Лосево — Каменногорск — Выборг.
Такое решение, отклоняющее составы с наливными грузами и углем, обеспечивает организацию безопасного скоростного пассажирского движения и более рациональное использование маршрута в Финляндию через Светогорск. Кроме того, оно позволяет сохранить экологическую чистоту Курортного района Санкт-Петербурга, где сосредоточены оздоровительные центры.
С целью перевода грузовых поездов с выборгского направления на приозерское было запланировано строительство новой двухпутной электрифицированной железнодорожной ветки Лосево — Каменногорск длиной около 60 км. Реализация проекта включала в себя проведение комплексных проектно-изыскательских работ:
• строительство 56 км вторых путей с электрификацией;
• реконструкцию 127 км существующих железных дорог;
• комплексную реконструкцию участка Ручьи — Петяярви;
• комплексное строительство двухпутного участка железнодорожной линии Сосново — Петяярви — Каменногорск;
• комплексную реконструкцию участка Каменногорск — Выборг со строительством второго пути.
Сложные условия для изысканий и проектирования создавали широко распространенные нерасчлененные морские, озерные и верхнечетвертичные озерно-ледниковые отложения, выступы гранитов и крупнообломочные моренные отложения.
Реализация проекта позволила сократить время поездки из Санкт-Петербурга в Хельсинки до 4 часов.