Начиная с 1930-х годов «Лентранспроект» (с 1951 года — «Ленгипротранс») занимался разработкой методик по укреплению и лечению земляного полотна на железнодорожных линиях. Значительные работы были проведены по укреплению Волжских оползневых косогоров, прежде всего Ульяновского и Батракского косогоров.
В 1950 году в СССР началось строительство каскада водохранилищ и гидроэлектростанций в Волжском бассейне. В новообразованном Куйбышевском водохранилище в районе Ульяновского косогора горизонт воды поднялся на 21 м. В результате подъема воды активизировались оползни. Так, в 1955 году возник большой оползень на 894–895 км Куйбышевской железной дороги. В срочном порядке институт провел инженерно-геологическое обследование и составил проект противооползневых сооружений.