Железная дорога Волховстрой — Петрозаводск — Беломорск — Апатиты — Мурманск была построена до Первой мировой войны по облегченным техническим нормам. В конце 1920-х годов Мурманская железная дорога использовалась для освоения Хибинского рудного месторождения.
Бурное развитие промышленных комплексов Мурманской области и освоение северных регионов страны в советское время требовало технического перевооружения железнодорожной линии. Для этого в 1970 — 1980 годы инженеры «Ленгипротранса» выполнили работы по усилению магистрали: были запроектированы вторые пути, усовершенствованы средства связи, удлинены станционные пути.
Работы велись на следующих участках трассы:
• Волховстрой — Петрозаводск (178 км), ГИПы — Васильев К.В., Филимонов В.Ф.
• Петрозаводск — Беломорск (166 км), ГИПы — Васильев К.В., Филимонов В.Ф., главные геологи — Сафронов А.В., Алексеенко В.А., начальник партии — Ишанин И.Ф.
• Беломорск – Апатиты (259 км), ГИП — Медников М.М.
• Апатиты — Мурманск (371 км), ГИП — Медников М.М., геолог Никонов, начальник партии — Шабунина В.Н.