В 1970-х годах в стране начался новый этап освоения месторождений севера Западной Сибири. Однако серьезной проблемой стало отсутствие устойчивого транспортного сообщения в регионе. Строительство железной дороги виделось как наиболее выгодное решение.
По заказу Министерства цветной металлургии СССР «Ленгипротранс» разработал проект железнодорожных подходов к Норильскому горно-обогатительному комбинату (ГОК, с 1989 года входит в состав ГМК «Норникель») для вывоза готовой продукции. Попутно дорога должна была обеспечить доставку материалов и оборудования для обустройства месторождений нефти на севере Тюменской области и богатых запасов апатито-магнетитовых руд в Маймеча-Котуйской провинции в Красноярском крае.
Институт разработал технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства железной дороги по трем направлениям: Енисейскому, Сургутскому, Салехардскому. По результатам проектных проработок был выбран Сургутский вариант (Сургут — Коротчаево — Норильск) протяженностью 1531 км. Изыскания охватили обширный полигон от города Уренгой на реке Пур до города Норильска на реке Енисей.
В 1982 году «Ленгипротранс» спроектировал генеральную схему внешнего транспорта Норильского ГОК. В 1983 году подготовлено новое ТЭО строительства железной дороги Коротчаево — Игарка — Норильск, в соответствии с которым трасса приблизилась к Русскому и Русскореченскому месторождениям нефти.
В то время строительство линии не было реализовано по ряду экономических причин. Тем не менее, в настоящее время вопрос реализации проекта вновь приобретает актуальность. Возобновление строительства отдельных участков планируется в рамках утвержденной Правительством РФ «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года».