Апатитский железнодорожный узел входит в систему Октябрьской железной дороги (ОЖД). Он включает 2 структурных подразделения Мурманского отделения ОЖД — Апатитская дистанция пути и эксплуатационное вагонное депо.
В 1970-е годы «Ленгипротранс» разработал проект Апатитского железнодорожного узла в связи со строительством внешнего железнодорожного транспорта горно-обогатительного комбината (ГОК) «Апатиты». ГОК ведет добычу апатитов для производства удобрений и нефелина для алюминиевой промышленности, обрабатывает руду на алюмино-нефелино-обогатительных фабриках для получения концентрата и дальнейшей транспортировки.
К 1989 году узел имел три выхода на железнодорожную сеть страны, вновь построены или получили развитие станции Апатиты I, Апатиты II, Апатиты III, Нижняя, Айкувен, Титан, Кировск. В узле было уложено 7,5 км главных и станционных путей. Развитие узла обеспечило вывоз 22 млн тонн концентратов в год.