Авторский отдел:
Статус проекта:
С середины прошлого столетия «Ленгипротранс» занимается разработкой генеральной схемы развития Санкт-Петербургского (ранее Ленинградского) железнодорожного узла. В 1960–1970 годы институт разработал генеральную схему узла на расчетные 1980–1985 годы с прогнозом до 2000 года. 5 февраля 1970 года схема узла была утверждена Министерством путей сообщения.
Генеральная схема узла разрабатывалась в увязке с потребностями города, кроме транспортных проблем решались важные экологические задачи. В соответствии с ней был осуществлен перевод грузового, дальнего пассажирского движения и маневровой работы на электрическую и тепловозную тягу. Осуществлена электрификация 400 км пригородного движения и полностью завершена к 1980 году. Проведены работы по оборудованию железнодорожных участков диспетчерской централизацией, автоматической блокировкой и оснащению 14 станций электрической централизацией.
По развитию пассажирских устройств узла выполнены следующие работы:
• построены пересадочные станции (железная дорога — метрополитен) Купчино (1972 год), Девяткино (1977 год), Рыбацкое (1983 год), Удельная (1983 год);
• построены остановочные пассажирские пункты Проспект Славы (1970 год), Броневая, Проспект Ленина, Аэропорт, Ульянка (1971 год), Университет (1972 год);
• на станции Ленинград-Пассажирский-Московский реконструирован световой зал вокзала, переустроены две пассажирские платформы и сооружены над ними навесы (1969-1972 год).
По развитию сортировочных и припортовых станций:
• на станции Ленинград-Сортировочный-Московский переустроена голова сортировочного парка четной системы с выполнением работ по автоматизации четной горки, удлинены пути парков приема и сортировочного нечетной системы и автоматизирована нечетная горка; завершены работы по укладке 7 дополнительных сортировочных путей в четном сортировочном парке (1978-1982 годы);
• на станции Шушары уложены дополнительные пути в парке приема, удлинены пути в сортировочном парке, механизирована сортировочная горка с оборудованием ее устройствами горочной автоматической централизации (1971-1977 годы);
• на станции Новый Порт построен новый приемо-отправочный парк (1976-1978 год).
По развитию грузового хозяйства:
• сооружен новый механизированный грузовой двор на станции Шушары (1978 год);
• построен терминал по переработке контейнеров на станции Ленинград-Товарный-Витебский (1977 год);
• сооружена на станции Ленинград-Товарный-Финляндский новая контейнерная площадка (1978 год);
• на станции Дача Долгорукова построена площадка для тяжеловесов и лесоматериалов (1976 год);
• реконструировано моторвагонное депо на станции Ленинград-Пассажирский-Московский (1979 год), построена 1-ая очередь ремонтно-экипировочного депо этой станции (1977 год).
По усилению пропускной способности железнодорожных подходов и строительству путепроводных развязок:
• построены вторые пути на перегонах Пискаревка — Ручьи (2,3 км) и Пискаревка — Ржевка (5,0 км) (1971–1975 годы);
• сооружены путепроводные развязки на пересечениях Центральной дуговой магистрали с путями станции Ленинград-Сортировочный-Московский (1975 год), Светлановского проспекта с главными путями Выборгского направления (1972 год), Бухарестской улицей с путями станции Волковская (1975 год), Лиговского проспекта с главными путями Витебской линии (1974 год), шоссе Ленинград Москва с путями станции Средне-Рогатская (1984 год), Ленинского проспекта и улицы Народного Ополчения с путями перегона Предпортовая — Нарвская (1974 год).
Однако наиболее сложные проблемы, намеченные генеральной схемой, такие как строительство новой пассажирской станции Ленинград-Ладожский, ликвидация станции Ленинград-Варшавский с соответствующим развитием станций Ленинград-Пассажирский-Витебский и Лениград-Пассажирский-Балтийский и сооружение новой сортировочной станции Ленинград-Южный, не были решены по экономическим причинам.
Генеральная схема узла разрабатывалась в увязке с потребностями города, кроме транспортных проблем решались важные экологические задачи. В соответствии с ней был осуществлен перевод грузового, дальнего пассажирского движения и маневровой работы на электрическую и тепловозную тягу. Осуществлена электрификация 400 км пригородного движения и полностью завершена к 1980 году. Проведены работы по оборудованию железнодорожных участков диспетчерской централизацией, автоматической блокировкой и оснащению 14 станций электрической централизацией.
По развитию пассажирских устройств узла выполнены следующие работы:
• построены пересадочные станции (железная дорога — метрополитен) Купчино (1972 год), Девяткино (1977 год), Рыбацкое (1983 год), Удельная (1983 год);
• построены остановочные пассажирские пункты Проспект Славы (1970 год), Броневая, Проспект Ленина, Аэропорт, Ульянка (1971 год), Университет (1972 год);
• на станции Ленинград-Пассажирский-Московский реконструирован световой зал вокзала, переустроены две пассажирские платформы и сооружены над ними навесы (1969-1972 год).
По развитию сортировочных и припортовых станций:
• на станции Ленинград-Сортировочный-Московский переустроена голова сортировочного парка четной системы с выполнением работ по автоматизации четной горки, удлинены пути парков приема и сортировочного нечетной системы и автоматизирована нечетная горка; завершены работы по укладке 7 дополнительных сортировочных путей в четном сортировочном парке (1978-1982 годы);
• на станции Шушары уложены дополнительные пути в парке приема, удлинены пути в сортировочном парке, механизирована сортировочная горка с оборудованием ее устройствами горочной автоматической централизации (1971-1977 годы);
• на станции Новый Порт построен новый приемо-отправочный парк (1976-1978 год).
По развитию грузового хозяйства:
• сооружен новый механизированный грузовой двор на станции Шушары (1978 год);
• построен терминал по переработке контейнеров на станции Ленинград-Товарный-Витебский (1977 год);
• сооружена на станции Ленинград-Товарный-Финляндский новая контейнерная площадка (1978 год);
• на станции Дача Долгорукова построена площадка для тяжеловесов и лесоматериалов (1976 год);
• реконструировано моторвагонное депо на станции Ленинград-Пассажирский-Московский (1979 год), построена 1-ая очередь ремонтно-экипировочного депо этой станции (1977 год).
По усилению пропускной способности железнодорожных подходов и строительству путепроводных развязок:
• построены вторые пути на перегонах Пискаревка — Ручьи (2,3 км) и Пискаревка — Ржевка (5,0 км) (1971–1975 годы);
• сооружены путепроводные развязки на пересечениях Центральной дуговой магистрали с путями станции Ленинград-Сортировочный-Московский (1975 год), Светлановского проспекта с главными путями Выборгского направления (1972 год), Бухарестской улицей с путями станции Волковская (1975 год), Лиговского проспекта с главными путями Витебской линии (1974 год), шоссе Ленинград Москва с путями станции Средне-Рогатская (1984 год), Ленинского проспекта и улицы Народного Ополчения с путями перегона Предпортовая — Нарвская (1974 год).
Однако наиболее сложные проблемы, намеченные генеральной схемой, такие как строительство новой пассажирской станции Ленинград-Ладожский, ликвидация станции Ленинград-Варшавский с соответствующим развитием станций Ленинград-Пассажирский-Витебский и Лениград-Пассажирский-Балтийский и сооружение новой сортировочной станции Ленинград-Южный, не были решены по экономическим причинам.